Стартер двигателя автомобиля Нива⁚ Полное руководство
Данное руководство посвящено стартеру автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», его устройству, работе и обслуживанию. Вы найдете здесь исчерпывающую информацию, которая поможет вам понять принцип действия и самостоятельно выполнить некоторые ремонтно-профилактические работы. Надеемся, что эта информация окажется полезной!
Устройство и принцип работы стартера Нивы
Стартер автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» представляет собой электрическую машину, предназначенную для запуска двигателя внутреннего сгорания. Его основная задача – быстро вращать коленчатый вал двигателя до момента, когда он начнет работать самостоятельно. Устройство стартера включает в себя несколько ключевых компонентов⁚ электродвигатель постоянного тока, редуктор (в большинстве случаев планетарный), втягивающее реле и приводной механизм (бендикс).
Электродвигатель – сердце стартера. Он преобразует электрическую энергию от аккумулятора в механическую энергию вращения якоря. Якорь, соединенный с планетарным редуктором, увеличивает крутящий момент, необходимый для вращения коленчатого вала двигателя. Редуктор состоит из солнечной шестерни, сателлитов и коронной шестерни. Солнечная шестерня соединена с якорем электродвигателя, а коронная шестерня – с бендиксом.
Втягивающее реле – электромагнитное устройство, ответственное за включение стартера. При повороте ключа зажигания, через него проходит ток, втягивая бендикс и замыкая силовые контакты, через которые напряжение подается на обмотки электродвигателя. Бендикс – это специальное устройство, которое включается в зацепление с зубчатым венцом маховика, обеспечивая вращение коленчатого вала. После запуска двигателя, бендикс автоматически отключается, предотвращая его повреждение.
Принцип работы стартера прост⁚ при повороте ключа зажигания втягивающее реле включается, бендикс зацепляется с венцом маховика, и электродвигатель начинает вращать якорь. Крутящий момент передается через редуктор на бендикс, а от него на коленчатый вал двигателя. После запуска двигателя, бендикс отключается, и стартер прекращает работу. Важно помнить, что продолжительное вращение стартера без запуска двигателя может привести к его перегреву и повреждению.
Основные неисправности стартера Нивы и их диагностика
Стартер Нивы, как и любой другой механизм, склонен к поломкам. Наиболее распространенные неисправности связаны с износом щеток, повреждением обмоток электродвигателя, неисправностью втягивающего реле, проблемами с бендиксом или повреждением зубчатого венца маховика. Диагностика начинается с прослушивания звуков, издаваемых стартером при повороте ключа зажигания.
Полное отсутствие реакции⁚ Это может указывать на проблемы с аккумулятором (разряжен или неисправен), окисление клемм аккумулятора или неисправность цепи питания стартера. Проверьте напряжение на клеммах аккумулятора и состояние клемм. Если напряжение низкое, зарядите или замените аккумулятор. Очистите клеммы от окислов.
Щелчки при повороте ключа⁚ Такой звук часто свидетельствует о неисправности втягивающего реле. Возможно, ослабли контакты, или само реле вышло из строя. Проверьте надежность соединений и сам механизм реле.
Слабый вращение двигателя⁚ Это может быть из-за износа щеток электродвигателя, повреждения обмоток или неисправности редуктора. Проверьте состояние щеток, измерьте сопротивление обмоток. Слабый звук также может указывать на низкое напряжение в бортовой сети.
Гул без вращения⁚ Такой звук часто указывает на проблемы с бендиксом. Возможно, он не входит в зацепление с венцом маховика, или сам бендикс поврежден. Визуально осмотрите бендикс на предмет повреждений и проверьте его взаимодействие с венцом маховика.
Механическое повреждение⁚ Посторонние звуки, такие как скрип, стук или дребезг, могут указывать на механические повреждения в стартере. В этом случае необходима более тщательная диагностика и возможно разборка стартера.
Важно помнить, что самостоятельная диагностика требует определенных навыков и знаний. При отсутствии опыта лучше обратиться к специалистам.
Ремонт стартера Нивы⁚ пошаговая инструкция
Перед началом ремонта необходимо обесточить автомобиль, отсоединив клеммы от аккумулятора. Далее, следует извлечь стартер из автомобиля. Это обычно делается после отсоединения проводов и креплений. После извлечения, стартер разбирается. Для этого потребуется набор инструментов⁚ отвертки (крестовая и плоская), ключ на 8-10 мм, возможно, специальный съемник для бендикса.
Замена щеток⁚ Износ щеток – распространенная неисправность. Для замены щеток необходимо разобрать корпус стартера и извлечь старые щетки. Установите новые щетки, обращая внимание на их положение и направление. Проверьте надежность контакта.
Ремонт втягивающего реле⁚ Часто неисправность втягивающего реле проявляется в щелчках при повороте ключа зажигания. Реле можно проверить тестером, измерив сопротивление обмоток. При неисправности реле его следует заменить. В некоторых случаях достаточно прочистить контакты реле.
Замена бендикса⁚ Если бендикс поврежден, его необходимо заменить. Для этого часто требуется специальный съемник. Установите новый бендикс, убедившись в его правильном положении и надежном креплении.
Проверка обмоток⁚ Если есть подозрение на повреждение обмоток электродвигателя, необходимо измерить их сопротивление тестером. При обнаружении обрыва или короткого замыкания обмотки нужно заменить. Этот ремонт более сложен и требует определенных навыков.
Сборка стартера⁚ После замены необходимых деталей стартер собирается в обратном порядке. Убедитесь в надежности всех соединений. Перед установкой стартера на автомобиль, проверьте его работу вне автомобиля. Подключите стартер к аккумулятору и проверьте вращение якоря. Если все работает правильно, установите стартер на место.
После завершения ремонта не забудьте подключить аккумулятор.