Акт списания шин. Норма эксплуатации автомобильных шин
Практически все коммерческие организации содержат на своем балансе транспортные средства, это могут быть автобусы, грузовые и легковые автомобили. Поскольку автомобильные шины имеют ограниченный ресурс пробега, а во время эксплуатации техника подвергается амортизации, то автошины изнашиваются. Соответственно, их нужно списывать.
Нормы эксплуатации автомобильных шин
На основании норм, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ (ст.19), запрещается эксплуатировать транспортные средства, имеющие технические неисправности, поскольку это может привести к угрозе безопасности дорожного движения.
Такой перечень неисправностей определен Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090. В этот перечень входят следующие повреждения, предусмотренные для автомобильных шин, при наличии которых автошины эксплуатировать нельзя:
- Стерт протектор шины, т.е. рисунок протектора имеет высоту ниже нормы: для легковых автомобилей предусмотрена норма, равная 1,6 мм, для грузовых высота протектора не должна быть ниже 1 мм, для автобусов – 2 мм.
- Покрышка имеет существенные повреждения в виде пробоин, разрезов, разрывов, которые обнажают корд. К таким неисправностям относятся и расслоенный каркас шины, и отслоенный протектор или боковина покрышки.
- Недостаток креплений (болтов, гаек), нарушенная форма крепежных отверстий или изменение размера.
- Присутствие на диске и ободьев колес различных трещин.
- Пробег автошин превысил нормативное количество километров или закончился срок использования шин, установленный законом.
Наличие вышеуказанных повреждений является основанием для списания автомобильных шин, поскольку с такими повреждениями их использовать нельзя. Следовательно, на автомобили необходимо устанавливать новые шины.
Списание непригодных для эксплуатации шин должно отражаться в бухгалтерских документах учета. Законодательство, которое бы регламентировало вывод автошин из эксплуатации, на сегодняшний день отсутствует. В результате чего организациям приходится либо руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя по использованию покрышек, либо самим устанавливать срок службы шин по их состоянию и пригодности к эксплуатации.
Важно! Использование автопокрышек, пришедших в негодность из-за повреждений, опасно! Это может привести к дорожно-транспортному происшествию. Истертая поверхность протектора ведет к ухудшению управления автомобилем, а обнаженный корд может спровоцировать разрыв резины, что приводит к полной потере управления автомобилем и аварии.
Шины, подлежащие списанию, должны утилизироваться. Для этого заключается определенной формы договор с той организацией, которая принимает автошины на утилизацию и затем переправляет списанную резину на шиноремонтный завод для ее переработки.
Нормы эксплуатационного пробега автомобиля
В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.
Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.
В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.
Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.
Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.
Бухгалтерский учет
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в бухучете отражаются на сч.10 «Материалы». Основанием является План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению, принятая Минфином России.
Передавая автошины для использования, их списывают на счета учета затрат.
Основанием для этого являются Методические указания по бухучету, утвержденные Минфином России.
Стоимость самих автошин списывается со сч.10 «Материалы», субсчет «Запчасти» в дебиторские счета учета затрат. Контроль движения автомобильных шин осуществляется учетом на забалансовом счете Д-т сч.012.
В случае выбывания автошин из эксплуатации, основанием которого является акт на списание, их (автошины) оприходуют на склад по стоимости отходов. Движение списанных автошин, их наличие, а также утильная резина учитываются на счетах «Материалы» и «Прочие материалы» в качестве утильсырья.
Отходы, которые образуются в подразделениях предприятий, установленным образом собирают, в сдаточных накладных указывают их наименование и количество и передают с накладными на склад для отходов. Предприятие, ориентируясь на сложившиеся цены на лом, утиль и ветошь определяет стоимость отходов. Цена должна соответствовать той, которая может быть использована при продаже.
К сведению! Автошины, непригодные к восстановлению, могут утилизироваться специализированной организацией на основании заключенного договора.
Материальные ценности, которые остаются в организации после списания предметов, непригодных для восстановления и дальнейшего использования, приходуются по стоимости рынка на данный момент. Соответствующие суммы зачисляют как финансовые результаты у коммерческого предприятия, то есть в бухучете отходы, которые остаются после списания утильсырья, относят в кредит сч.91: Д-т сч.10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы» К-т сч.91 «Прочие доходы и расходы». Автошины, непригодные к восстановлению, принимаются к учету как утильсырье.
В бухучете сдача непригодных для употребления шин на баланс специализированной организации оформляется как обычная реализация. А доход, полученный при продаже материально-производственных запасов, учитывается вместе с прочими доходами. При этом шины, подлежащие утилизации, отражаются в бухгалтерской документации как прочие расходы.
Налоговый учет
Затраты, которые произвел налогоплательщик на ремонт , учитываются как прочие расходы. Они признаются тем отчетным (налоговым) периодом, когда они были осуществлены в размере затрат по факту.
На основании Налогового кодекса РФ – это остатки сырья или материалов, образованных при производстве товаров, утративших свои качества (химических или физических свойств), использующихся с завышенными расходами или не по прямому назначению.
Если остатки, относящиеся к материально-производственным запасам, были переданы как полноценное сырье в другие подразделения, чтобы произвести другие виды товаров, то они (остатки) не являются возвратными отходами.
Важно! Остатки признаются возвратными отходами с целью налогообложения прибыли в том случае, если их не используют по назначению и они относятся к остаткам, которые утратили свои потребительские качества.
В нормах Налогового кодекса России сказано, что автошины, которые подлежат утилизации, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, не относятся к возвратным отходам и не признаются ими.
Подводя итоги, можно сказать, что для списания отработанных автошин нужно выполнить следующие действия:
- Создать экспертную комиссию по списанию непригодных для дальнейшей эксплуатации автомобильных шин.
- Составить акт на списание с обязательным обоснованием причин списания.
- Создать распоряжение (приказ) о списании автошин и их утилизации.
- Оформить списание в бухгалтерских документах.
- Организовать утилизацию автошин у компании, имеющей лицензию на эту деятельность.
Шины сняты с кара _ N _ при обследовании снятых с эксплуатации шин установлено: шины пришли внегодность, подлежат сдаче на утилизацию, 100% износ протектора. Демонтированные шины, один нормативный акт, временно, момент оприходования, у автошин компания восстанавливала, что, забалансовом счете 012 субсчет, налогообложению, чтоб стоимость, просит, при смене сезона, которые можно употреблять, обратите внимание, будущем скажем, бухучету, расходах, склад отражают, используемые авто шины для летнего зимнего сезона. Базу можно взять форму карточки, 21 января 2004, в налоговом учете стоимость шин, связанных, состав иных расходов, списывают сходу, кар, утвержденной распоряжением минтранса рф, содержанием служебного транспорта, установленных. Рсв-1 за 9 месяцев. Тогда, также, пробега, у шины делается запись, карточке учета, указанием даты, предпосылки списания. Рабочая аннотация дровоколу - й разряд. Ежели бухгалтер выберет таковой вариант, ему придется отражать, что значительно осложняет работу, бухучете отложенные налоговые обязательства. Советник гос гражданской службы, расходы при установке, стоимость автошин компания единовременно списывает, рф - го класса, транспортное средство. Рабочая аннотация заправщику эмалевых шликеров - й разряд. Рабочая аннотация аппаратчику получения микронизированных материалов - й разряд. Анкета участника торгов в оао, белорусская валютно - фондовая биржа, акт на списание автошинкомиссия в составе _ осмотрелапринятые в _ 20_ года в эксплуатацию шины и признала ихпришедшими в негодность в _ структурное подразделениеи подлежащими сдаче в утиль. Не считая карточки учета работы автошин инспекторы требуют отдельный акт, списание. М-11, составленным, случайной форме эталон ниже, начало эксплуатации шин подтвердить актом, подмене запчастей. Документы оформляют, накладная формы. Рабочем плане счетов для этого употребляют, так, счет 012 субсчет, авто шины, материалы, аннотации, плану счетов есть рекомендация отражать, счете, запасе, установленные, к примеру, авто шины как, же время, в обороте, транспортное средство. Опосля этого бухгалтеру остается списать шины, забалансового счета. Оперативная информация о выполнении муниципального заказа на поставку фармацевтических средств российского производства для нужд учреждений здравоохранения республиканского подчинения. Компания вправе создать свои документы, которые будут употребляться для данной для нас цели. На основании актов стоимость авто шин единовременно списывают, затратных, 26 либо, балансом, чтоб контролировать сохранность резины, условной оценке, опосля установки, дебет, можно учесть, счетов. Компании, базой, установленные сезонные автошины также есть все основания, списать оплаченные, доходы минус расходы, упрощенке. Чтоб поменять шины, шофер получит, автосервисе, 2-ух экземплярах требования - накладной, на складе и распишется, форме. Чтоб совсем списать демонтированные шины, сформированной, необходимо обзавестись заключением комиссии, которые больше нельзя применять, служащих компании. Накопительная ведомость учета работы грузового автотранспорта. От чего же убережет: все эти бумаги защитят компанию, подмену покрышек, поводу обоснованности расходов, претензий инспекторов.
В процессе эксплуатации имущество постепенно изнашивается. Исключением не являются и автомобили, периодически требующие ремонта. Как списываются запчасти авто в России, каковы особенности составления соответствующего акта?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Основные хозяйственные операции, касающиеся транспортных средств, включают в себя поступление, движение и списание запасных частей.
Каждый из этих фактов должен быть обоснован документально. Особенно важно это при списании деталей. Каковы в России особенности акта на списание автомобильных запчастей?
Общие аспекты
Непригодные для использования автомобильные запчасти надлежит списать. Но при этом суть процедуры не так однозначна.
В первую очередь должно наличествовать подтверждение обоснованности списания. Кроме того, возможны ситуации, когда запчасти списываются с учета, но не выбывают.
Например, при наличии у организации необходимых деталей, таковые могут использоваться при ремонте, что требует их списания с учета в качестве обособленного объекта.
Если списывается неисправная запчасть, не пригодная к восстановлению, то оформляется . Составляет документ специально созданная комиссия с участием механика.
На основании ведомости подается заявка на приобретение новой запчасти. Заявка должна утверждаться главбухом и руководителем организации.
После этого старую запчасть можно списать. Документально списывание оформляется дефектной ведомостью и .
Когда ремонт автомобиля осуществляется сторонней организацией запчасти могут списываться на основании накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15.
При этом дополнительно составляется по унифицированной форме.
При ремонте собственными силами передача детали осуществляется на основании требования-накладной, а акт может составляться в произвольной форме.
Что это такое
Актом именуется первичный документ, подтверждающий факт осуществления операции. Так акт на списание запчастей автомобиля удостоверяет факт списывания определенных ценностей с бухгалтерского учета организации.
По окончании ремонта составляется акт списания материалов. В случае, когда остались пригодные к использованию запчасти, их приходуют на основании акта комиссии. Когда запчасти не подлежат последующей эксплуатации, составляется акт утилизации.
Заполнение формы ОС-4а
Отдельный порядок списания предусмотрен в случае, когда ремонт автомобиля признается нецелесообразным. Например, физический износ средства слишком велик, а амортизационная стоимость уже списана.
В этой ситуации списывается автотранспортное средство полностью. Для списания используется типовой бланк, утвержденный .
Составляют акт по в двух экземплярах. Первый передается в бухгалтерию вместе с документом, подтверждающим снятие авто с учета в ГАИ.
Другой экземпляр сохраняется у ответственного лица и становится основанием для сдачи на склад ценностей и материалов, оставшихся в результате списания.
При заполнении формы ОС-4а:
Расходы на списание и стоимость ценностей | Оставшихся после разбора автомобиля, отображаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания» |
В восьмой графе отображается | Сумма начисленной амортизации по авто на момент его выбытия |
В разделе «Подлежат оприходованию следующие основные детали и узлы» | Отображаются количество, номенклатурные номера и стоимость оставшихся после списания материальных ценностей |
С первой по четвертую графы | Отображается сумма всех расходов по списанию авто |
В графах с пятой по девятую | Прописываются данные о связанных со списанием расходах и поступивших после списания ценностей |
Подписывается акт ОС-4а всеми членами комиссии и главным бухгалтером. После этого документ утверждает руководитель организации.
Образец акта на списание автошин
На данное время отсутствуют утвержденные нормы относительно списания запчастей и расходных материалов, в том числе и шин, применяемых в процессе эксплуатации автотранспорта.
Норма эксплуатационного пробега шин определяется заводом-изготовителем. Руководствуясь данной информацией, руководитель предприятия может самостоятельно утвердить нормы пробега автомобильных шин.
Также допускается основывать утверждение на имеющемся опыте эксплуатации. В любом случае нормы эксплуатационного пробега должны быть обоснованы, экономически оправданы и документально подтверждены.
" № 1/2017
Замена автомобильных шин может происходить как вследствие их износа, порчи, так и при изменении погодных условий. Как правильно организовать учет шин и отразить в бюджетном учете операции по их приобретению, установке и списанию, рассказано в статье.
Особенности организации учета автошин.
Внастоящее время основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила). Их действие было рассчитано на определенный срок – до 31.12.2007. Однако новый документ в этой области не был издан, и Минюст дал предписание руководствоваться им и дальше (Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609).
Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС .
Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).
- подтверждающие принятие шин к учету: приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), отгрузочные документы поставщика либо (ф. 0504505) с приложенными к нему квитанциями, БСО, кассовыми и товарными чеками и т. д.;
- по внутреннему перемещению шин: накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладная (ф. 0504204);
- по учету шин, выданных в эксплуатацию: карточка учета работы автомобильной шины. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо применять форму карточки, которая приведена в приложении 12 к Правилам или, если учреждение находится в ведении ФСИН, в приложении 13 к Порядку УИС. Этот документ будет также подтверждать обоснованность замены шин;
- подтверждающие замену шин: акт приема-сдачи выполненных работ, составленный в произвольной форме;
- подтверждающие списание непригодных к эксплуатации шин с учета: акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерская справка (ф.0504833).
При разработке порядка также следует обратить внимание еще на один важный документ – это Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) , утвержденные Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы). В нем приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин. Отметим, что только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и списанию с учета.
Материалы или ?
Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).
Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).
Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.
Приобретение и учет автомобильных шин.
В соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения на приобретение автомобильных шин следует относить на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражать в бюджетном учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Принятие к учету автомобильных шин, как и других материальных запасов, осуществляется по фактической стоимости, которая формируется на счете 1 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» и включает в себя (п. 100, 102, 127 Инструкции № 157н):
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), консультационным и посредническим организациям;
- таможенные пошлины;
- суммы, уплачиваемые за доставку (включая страховку доставки);
- суммы, уплачиваемые за доведение рассматриваемых объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением объектов.
В зависимости от порядка и способа приобретения автомобильных шин в учете казенного учреждения делаются следующие бухгалтерские записи (п. 23, 49, 111 Инструкции № 162н):
Расчеты по приобретению автошин… |
||
…по безналичному расчету |
||
Погашена задолженность перед поставщиком автошин в рамках заключенного с ним контракта (договора) |
||
…за наличный расчет |
||
Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение автошин |
||
Принятие к учету автошин… |
||
…при осуществлении дополнительных расходов, формирующих их фактическую стоимость |
||
Отражено формирование фактической стоимости автошин, приобретенных: |
||
– у поставщика |
||
– через подотчетное лицо |
||
Приняты к учету автошины в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении: |
||
– у поставщика |
||
– через подотчетное лицо |
||
…без осуществления дополнительных расходов |
||
Приняты к учету автошины, приобретенные: |
||
– у поставщика |
||
– через подотчетное лицо |
Замена автомобильных шин.
Замена автомобильных шин может происходить вследствие их непригодности для дальнейшей эксплуатации (износа, повреждения) либо при смене сезонов (замена летней резины на зимнюю и наоборот).
Замену непригодных к дальнейшей эксплуатации шин следует рассматривать как текущий ремонт автомобиля.
Новые автошины, выданные взамен изношенных, поврежденных (не подлежащих ремонту), при их установке списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Учет шин за балансом осуществляется в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Это следует из п. 349 Инструкции № 157н.
Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09, устанавливается в учетной политике учреждения.
В бюджетном учете данные операции отражаются следующими корреспонденциями счетов (п. 26 Инструкции № 162н, п. 349 Инструкции № 157н):
Казенное учреждение через подотчетное лицо приобрело комплект новых шин для замены изношенных стоимостью 25 000 руб. Аванс на покупку шин был выдан из кассы учреждения. Денежные средства израсходованы в полном объеме, шины приняты к учету. Установка шин на транспортное средство произведена водителем учреждения.
В учете казенного учреждения будут отражены следующие бухгалтерские записи:
Сумма, руб. |
|||
Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение комплекта новых шин |
|||
Приняты к учету шины (на основании авансового отчета) |
|||
Выданы шины со склада водителю для установки на автомобиль |
м. о. л. – водитель |
||
Списаны с учета шины, установленные на автомобиль |
|||
Приняты к забалансовому учету шины, установленные взамен изношенных |
В случае если замену автомобильных шин осуществляет специализированная сервисная мастерская, в бюджетном учете отражаются следующие корреспонденции счетов (п. 102, 111 Инструкции № 162н):
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что замена изношенных шин на новые произведена в автосервисе и стоимость соответствующих работ составила 4 000 руб.
В бюджетном учете данные операции отразятся так:
Шины, снятые с автомобиля, ранее учитываемые за балансом, подлежат списанию на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего их замену на новые (абз. 3 п. 349 Инструкции № 157н). Сам факт списания шин с забалансового счета можно оформить актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Соответствующее решение должно быть закреплено в учетной политике учреждения.
В последующем изношенные, поврежденные (не подлежащие ремонту) шины должны быть оприходованы на склад для дальнейшего списания в утиль. Согласно нормам п. 106 Инструкции № 157н, п. 23 Инструкции № 162н принятие к учету непригодных к дальнейшей эксплуатации шин производится по оценочной стоимости в следующем порядке (см. также Письмо Минфина РФ от 09.11.2016 № 02-06-10/65577):
Изношенные шины, числящиеся на забалансовом счете , после проведения шиномонтажных работ списаны в сумме 15 000 руб. и оприходованы на баланс по оценочной стоимости (2 000 руб.) для последующей передачи на утилизацию.
В бюджетном учете были отражены следующие бухгалтерские записи:
Замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания его эксплуатационных характеристик.
Поскольку нормативно-правовыми документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, не определены правила отражения в учете операций по замене сезонных шин, учреждение вправе самостоятельно разработать их и утвердить в учетной политике. Приведем возможные варианты учета сезонных автошин.
Вариант 1 – с использованием забалансового счета . В целях оптимизации учета к указанному счету вводятся субсчета:
- 09-1 «Шины летние»;
- 09-2 «Шины зимние».
При замене летней резины на зимнюю и наоборот происходит передача шин от водителя на склад и обратно. Такое движение шин между структурными подразделениями учреждения можно оформить накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требованием-накладной (ф. 0504204).
В случае если стоимость шин неизвестна, их учет на забалансовом счете можно вести по количеству или в условной единице 1 шина – 1 руб.
С целью замены летней резины на зимнюю со склада учреждения водителю отпущен комплект зимних шин стоимостью 8 000 руб. Снятые с автомобиля летние шины (стоимость их неизвестна) в количестве четырех штук переданы на склад кладовщику.
м. о. л. – водитель
Вариант 2 – без отражения операций на забалансовом счете . Материально ответственное лицо факт замены сезонных шин отражает во внутреннем учетном документе, например в карточке учета работы автомобильной шины.
В заключение выделим главное. Порядок отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин необходимо закрепить в учетной политике учреждения. Шины, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе объекта основных средств, а отдельно – как материалы. При установке новых шин на автомобиль их стоимость списывается на расходы учреждения и одновременно для обеспечения контроля за их использованием отражается на забалансовом счете . Изношенные, поврежденные (не подлежащие ремонту) шины должны быть оприходованы на склад для дальнейшего списания в утиль. Учет сезонных автошин можно вести с использованием забалансового счета или без отражения операций на этом счете – в карточке учета работы автомобильной шины.
Порядок организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утв. Распоряжением ФСИН РФ от 05.12.2014 № 234р.
Согласно Информационному письму Минтранса РФ от 07.12.2006 № 0132-05/394 этот документ применяется без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
С 1 февраля 2004 г. до 1 января 2008 г. обслуживание и эксплуатация шин владельцами транспортных средств на территории РФ регламентировались Правилами эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденными распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р (далее - Правила).
Так, раздел 10 Правил устанавливал обязанность организации по наблюдению за пробегом и износом автомобильных шин. При установке шин на автомобиль организации следовало завести карточку учета работы автомобильной шины (п. 43 Правил).
Автомобильные шины имеют свой ресурс пробега, после которого их следует заменить. После достижения нормы эксплуатационного пробега изношенные шины заменяются. Следует иметь в виду, что нормы эксплуатационного пробега шин установлены Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденными Минтрансом России 04.04.2002 (далее - Нормы), однако срок действия этих Норм ограничен датой 01.01.2007.
Авторы отмечают, что до настоящего времени не издан ни один документ, устанавливающий единый порядок обслуживания и эксплуатации шин владельцами транспортных средств, а также нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств на всей территории РФ. Между тем, при эксплуатации автомобильного транспорта в бюджетном учреждении нужно руководствоваться определенным порядком эксплуатации и списания шин, который, по нашему мнению, должен прежде всего обеспечивать выполнение требований как бюджетного законодательства по экономному и эффективному расходованию бюджетных средств, так и законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.
Анализ решения аналогичных проблем в различных федеральных министерствах и ведомствах показывает следующее:
1) порядок обслуживания, эксплуатации и списания автомобильных шин в определенных ситуациях может быть разработан уполномоченным органом, главным распорядителем бюджетных средств, бюджетным учреждением самостоятельно с учетом специфики их деятельности (при этом бюджетное учреждение может разрабатывать такой порядок только с учетом требований по данному вопросу, изложенных в документах вышестоящих организаций);
2) уполномоченный орган может разрешить подведомственным бюджетным учреждениям руководствоваться Правилами и Нормами, прекратившими свое действие.
Примером первого варианта может служить приказ Минобороны России от 25.09.2006 № 300 «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах РФ», а второй вариант реализован, например, в приказе Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта», Методических рекомендациях по организации транспортного обслуживания территориальных органов и учреждений Минюста России (опубликованы в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2008 г., № 12).
По мнению авторов, в рассматриваемой ситуации в качестве рекомендации бюджетное учреждение при утверждении порядка учета шин может использовать вышеуказанные Правила и Нормы. Данный порядок может быть утвержден в составе учетной политики учреждения (приказа об особенностях реализации государственной учетной политики в конкретном бюджетном учреждении).
Кроме того, при определении порядка списания автомобильных шин и норм их эксплуатационного пробега следует также учитывать следующее. При принятии решения о возможности дальнейшей эксплуатации шин до показателей эксплуатационного пробега необходимо учитывать требования:
1) Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
2) Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27;
3) других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.
То есть должностные лица, прежде всего, должны учитывать возможность безопасной эксплуатации автомобильного транспорта на конкретном комплекте шин.
Обращаем внимание на то, что Нормы устанавливают показатели среднестатистического пробега шин. Данный пробег рассчитывался с учетом:
- базовой модели автомобиля;
- типоразмера шины;
- модели шины.
Кроме того, при расчете норм эксплуатационного пробега шины учитываются условия эксплуатации (работы) автотранспортного средства. При этом такие показатели были получены специализированной научно-исследовательской организацией опытным путем.
Следует также учитывать, что, в соответствии с п. 3.4 Норм, для новых моделей шин и марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе приказом по предприятию на основании средних пробегов списанных шин ввести в действие временную норму, согласованную с ФГУП НИИАТ (в настоящее время - ОАО НИИАТ). При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства, а также уточнение значения нормы.
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение не имеет возможности самостоятельно разработать нормы эксплуатационного пробега шин (отсутствуют соответствующие специалисты и материально-техническая база), но может воспользоваться положениями Правил и Норм. По нашему мнению, при использовании данных документов следует обязательно учитывать гарантии производителей по наработке шин в пределах гарантийного срока службы (т.е. используемая норма не должна быть меньше гарантийной, с учетом поправок на условия эксплуатации). Напомним, что производители могут устанавливать гарантийные сроки не только службы шин, но и их хранения.
По нашему мнению, на основании заключения соответствующей комиссии для новых моделей шин и марок автомобилей руководитель бюджетного учреждения вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму наработки шин с учетом:
- средних пробегов списанных шин;
- гарантийных обязательств производителей шин.
Кроме того, при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств нормы также могут быть установлены с привлечением специалистов специализированных организаций (например, ОАО НИИАТ).
Учет автомобильных шин. Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ), Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) и другими нормативно-правовыми актами. Документооборот по принятию, перемещению и списанию материальных запасов учреждением разрабатывается самостоятельно, утверждается руководителем и отражается в учетной политике организации. Запасные части к транспортным средствам (в т.ч. автомобильные шины) при приобретении учитываются на основании первичных учетных документов на счете 10506000 «Прочие материальные запасы». В соответствии с Инструкцией № 148н при выдаче запасных частей в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (ф. 0504210) или «Требование-накладная» (ф. 0315006).
Все выданные запасные части к транспортным средствам (в т.ч. автомобильные шины) учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Аналитический учет шин ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). Пришедшие в негодность шины могут списываться с учета по «Акту о списании материальных запасов» (ф. 0504230).
Основанием для замены автомобильных шин на транспортном средстве служат обоснованные заявки лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, утвержденные руководителем бюджетного учреждения. При установке шин на автомобиль целесообразно составлять акт. При этом в акте могут быть указаны номера, модель и обозначение. Форма такого акта может быть разработана и утверждена организацией с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
Кроме бюджетного учета, в учреждении может быть организован дополнительный учет автомобильных шин. Для этого можно использовать, например, отдельные положения Правил.
Так, учреждения могут на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводить карточку учета ее работы по форме, указанной в Приложении 12 к Правилам. Учет шин может осуществляться в соответствии с нормами этого документа ответственным лицом, на которого возложена эта обязанность.
При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель сообщает ответственному лицу дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные должны быть зафиксированы в карточках учета работы заменяемой и запасной шины.
Для контроля за правильным учетом пробега шин работнику, ответственному за это, надо ежеквартально выборочно проверять по заводским номерам соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, шинам, закрепленным за автомобилем по карточке учета.
Когда шины снимаются с эксплуатации, в карточке указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу). Кроме того, в ней обязательно производится запись о том, куда направлена шина - на восстановление, углубление рисунка протектора нарезкой, в ремонт, утиль или рекламацию.